Виталий Землянский
Этот август я провел в международной экспедиции в Арктике: в ней участвовали россияне, швейцарцы и немцы. Конечно, обязательным условием участия в экспедиции была прививка от короны. Весной, когда шло планирование, именно недостаток доступной вакцины в Германии заставил нас сильно забеспокоиться, поедем ли мы вообще — ведь даже в богатейшей стране Европы вакцины не хватало на всех желающих.
Дело даже дошло до того, что некоторые коллеги всерьез стали спрашивать россиян, можно ли иностранцам привиться «Спутником» в России. Они были готовы специально лететь за вакциной в Москву — в то время как в самой Москве многие мои знакомые и друзья все время откладывали прививку «на завтра».
К счастью, все обошлось, и коллеги все-таки смогли сделать прививку у себя в стране. Сейчас, в конце октября, Европа давно уже обошла Россию по числу привившихся в несколько раз, но в мире сотни миллионов людей все еще лишены возможности вакцинироваться. То, что она есть у нас — большая удача. Задумайтесь об этом.
И второе, для меня более важное. Вы наверное видели плакаты «Сколько должно умереть, чтобы ты привился?» Конечно, они не работают — только отталкивают. Каждый сам распоряжается своим телом, и никому не нравится чувствовать себя виноватым. Пропаганда призывает вакцинироваться, апеллируя в лучшем случае к личному интересу, в худшем — к чувству вины или долга перед обществом. По-моему, это плохой подход. Давайте вместо этого подумаем о прививке просто как о добром деле, которое может сделать каждый.
Мы так или иначе хотели бы видеть мир лучшим местом, чем он есть сейчас. Кто-то сортирует мусор, кто-то помогает бездомным животным, кто-то занимается политическим активизмом. Способов очень много, но мы часто сомневаемся, есть ли какой-то толк в наших действиях.
Прививка — это тот редкий способ сделать хорошее дело и быть уверенным в результате. Коронавирус никуда не уйдет в ближайшей перспективе. Наверное, все, так или иначе, переболеют или привьются.
Однако от нас зависит скорость распространения болезни – прививаясь сами, мы даем другим людям время тоже успеть привиться. Этим каждый из нас спасает чье-то здоровье, а может быть, и жизнь. А ведь это что-то, правда?