Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Запрет на выдачу виз
Объясняем, почему страны Евросоюза продвигают отмену шенгенских виз для россиян_ок и почему она вряд ли сработает
Авторка: Максим Искров, Адлия Потапенко
Редакторка: Екатерина Мартынова
Иллюстрация: Саша Рогова

Публикация: 30 августа 2022

Президент Украины Владимир Зеленский 8 августа в интервью The Washington Post призвал страны Запада запретить въезд на территорию Евросоюза всем гражданам России. «Пусть живут в своем собственном мире, пока не поменяют свою философию», — заявил Зеленский.

В Европе многие страны уже давно хотят, чтобы российским граждан_кам не давали визы. Полномасштабное вторжение в Украину, столетия русского империализма и агрессивная внешняя политика последних лет создали ситуацию, в которой россиян_ок не хотят видеть в ЕС. Но тотальный запрет вряд ли возможен.

DOXA поговорила с российскими и украинскими активист_ками, а также с международными эксперт_ками, чтобы разобраться в аргументах сторонни_ц запрета шенгенских виз для россиян_ок.
Что такое запрет на выдачу виз и откуда он пошел?
Экстремальный вариант, который пытаются протолкнуть некоторые европейские политики, — это де-факто запрет граждан_кам России и Беларуси на посещение Евросоюза по краткосрочным туристическим визам, а также ограничение на выдачу студенческих виз и даже потенциальное ограничение выдачи гуманитарных виз. Некоторые также предлагают депортировать всех либо почти всех россиян_ок из ЕС в Россию.

На практике это означает отказ нескольких стран ЕС выдавать туристические, студенческие и другие визы россиян_кам. Также это значит усложнение и подорожание получения виз, особенно если визовый договор 2007-го года между РФ и ЕС будет разорван. К этому добавляются тщательные проверки и харассмент россиян_oк, беларус_oк и даже украин_oк на границе ЕС.

Недавно Польша, Эстония, Латвия и Финляндия начали предпринимать конкретные шаги для того, чтобы закрыть свои границы для россиян_ок и добиться от Евросоюза тотального запрета на выдачу виз. Будучи приграничными государствами, страны Балтии и Финляндия стали для россиян_ок фактически «окном в Европу», после того как перелёты из России напрямую в Евросоюз стали невозможными.

На сегодняшний день выдача шенгенских виз россиян_кам так или иначе ограничена в Дании, странах Балтии, Бельгии, Словакии, на Мальте, в Чехии и Нидерландах. Польша и Финляндия тоже всерьёз рассматривают эту инициативу. Дальше всех пошла Эстония: 18 августа вступит в силу запрет на въезд в страну россиян_ок с шенгенскими визами, выданными самой Эстонией. Недавно появились сообщения о том, что эстонские пограничники в случайном порядке портят визы, выданные россиян_кам другими странами,чтобы не пропускать их.

На высоком уровне идея тотального запрета начала витать в военном европейском дискурсе еще как минимум в марте. Риторика против россиян_oк в ЕС достигла апогея, когда президент Зеленский призвал коллективный Запад закрыть границы для всех россиян_ок и отправить их обратно в Россию. Хотя ранее Зеленский пытался вести диалог с российским гражданским обществом и даже дал гражданство Невзорову и другим оппозиционно настроенным россиян_кам.

На низовом уровне запрет сильнее всего поддерживают в украинской диаспоре и в Восточноевропейских государствах-членах ЕС. Мы поговорили с 23-летней украинской активисткой и экспаткой Олэной (имя изменено по просьбе героини), учащейся в Праге. Она поддерживает запрет на визы, хотя и не разрывает контакт с россиян_ками:

«Конечно, я общаюсь со своими знакомыми россиянами, хотя их стало меньше и дистанция между нами выросла […] Радует, что среди своих знакомых россиян в Праге я редко, но слышу то, что поддерживаю в первую очередь как украинка».
Запрет также одобряют многие европейские граждане, особенно из восточной Европы. Янус Мююр, пишущий докторскую диссертацию в Таллинском Технологическом Университете, отметил, что эстонцы «не считают, что это правильно — давать российским турист_кам наслаждаться Европой, когда их страна начала жестокую агрессию».

Даже некоторые россиян_ки в диаспоре если не поддерживают, то понимают запрет. Блогер и политэмигрант Александр Ярви, уехавший в Армению после задержания на одиночном пикете, считает, что такое решение не поможет остановить войну и ударит в том числе по тем, кто против войны. «С другой стороны, мне понятны мотивы и я считаю, что любое государство вправе решать, иметь ему дело с россиянами или нет», — добавляет Ярви.
Возможен ли тотальный запрет?
Однако, несмотря на высказывания Зеленского, агрессивные заявления восточноевропейских политиков и низовую поддержку, полный запрет на посещение россиян_ками Евросоюза пока крайне маловероятен.

Доктор наук, эксперт-международник из Оксфорда и автор книг о российской внешней политике Самуэль Рамани считает, что запрет вряд ли распространится на весь Евросоюз: «Маловероятно, что запрет получит поддержку всего блока ЕС, поскольку такие государства, как Венгрия, будут опасаться эскалации. Более того, эта мера рискует наказать либеральных россиян или антивоенных просителей убежища». Также Канцлер Германии Олаф Шольц в ответ на требования активисто_к и политик_есс заявил, что «это война Путина», поэтому такие призывы ему не нравятся.

С более циничной точкой зрения выступил профессор ВШЭ Евгений Коган и отметил, что ЕС потеряет миллиарды долларов, если полностью обрубит поток туристов. В одной только Германии россиян_ки потратили около 1,2 миллиарда евро в прошлом году. И если посмотреть на динамику поведения стран Евросоюза, можно сделать вывод о том, что прибыль часто берет верх над эмоциями. Так, например, Латвия возобновила импорт российского газа незадолго до объявления России спонсором терроризма.
Пока только Эстония прилагает все усилия для того, чтобы не пускать россиян_ок, даже когда их документы в порядке. Так что неизвестно, насколько легко будет въехать в ЕС через Нарву в ближайшем будущем. Полное закрытие границы с Россией, впрочем, было бы противозаконным. Как рассказала нам Альмут Роховански, активистка и консультантка НКО по аспектам прав человека, «запрет на выдачу виз проблематичен не только потому, что он закрывает пути для россиян_ок, нуждающихся в защите от преследований дома, но и потому, что он подвергает дискриминации люб_ую российск_ую путешественни_цу, а дискриминация является незаконной по законодательству ЕС».

Сторонни_цы запрета часто говорят о том, что россиян_ки должны получать политическое убежище, если хотят попасть в Европу. Однако важно учитывать, что Европейская система приёма бежен_ок оставляет желать лучшего.

«Те, кто говорит: “Просто подайте заявление на убежище”, ничего не знают [о реалиях ЕС] или они лгут», — говорит Альмут Роховански.

Сейчас на убежище можно податься, только находясь внутри ЕС либо на границе. Но даже чтобы дойти до границы, обычно нужно иметь визу. Некоторые страны ЕС делают или планируют делать гуманитарные визы, но Роховански и тут подчеркнула, что таких виз крайне мало, а процесс подачи документов на них крайне долгий и путаный.

Поэтому, скорее всего, российские туристы не перестанут ездить в ЕС, хотя это и становится сложнее. Даже с действующими запретами российские туристы пока что все равно смогут легально въехать в любую страну ЕС, включая Балтийские. Для этого нужна виза от одной из 18 стран Шенгена.
Почему россиян_ок не хотят видеть в ЕС?
Невозможно говорить о запрете, не учитывая контекст многовековой русской колониальной экспансии. Почему правительства именно Польши, Финляндии, Эстонии и Латвии проталкивают идею запрета на уровне ЕС? Все эти страны веками были под русским имперским влиянием или контролем.

Получившие свою независимость лишь после распада СССР страны Балтии и Польша имели понятную предвзятость и к Кремлю, и к россиян_кам. О российской «сфере влияния» Ельцин говорил уже в 1994-ом году, а возгласы националистов, вроде «наши МИГи сядут в Риге», не утихали никогда.

После начала вторжения некоторые представитель_ницы российской диаспоры все равно выступают в поддержку российского империализма, что вызывает очевидную негативную реакцию к диаспоре в целом.

«Вспоминая инцидент с “зеткой” в марте на стене интерьера моего университета, не могу не поддержать [запрет на выдачу виз российским студент_кам]», — поделилась с DOXA украинская активистка Олэна.

Даже оппозиционные лидер_ки часто вызывают подозрения в восточной Европе. Литовский эксперт в области безопасности и бывший военный Ауримас Навис считает, что «многие граждане, покинувшие Россию, являются спящими агентами […] Особенно опасна ситуация с лидерами оппозиции, которые даже не скрывают своих имперских целей».

Хрестоматийным феноменом в психологии является абьюзивное поведение жертв абьюза — получается замкнутый круг. Так же и с последствиями русского империализма: например, Эстония на законодательном уровне ограничила своё русскоговорящее меньшинство в правах при помощи системы негражданства, которую рутинно критикует комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Кроме того, запрет на шенгенские визы может нанести вред людям, которым не повезло родиться не в то время и не в том месте. Например, литовский эксперт Навис поделился, что он хотел бы не только запретить визы для россиян_ок, но и «насильно вернуть» всех россиян_ок из ЕС обратно в Россию, чтобы достичь смены режима в Москве.

Последний раз массовая депортация россиян_ок прошла в Европе в 1945–1947гг., она называлась Операцией «Килхол». Тогда европейцы и американцы выслали в СССР несколько миллионов русскоязычных, которые оказались в юрисдикции союзных войск, зачастую в нарушение Женевской Конвенции. Среди депортированных были не только нацистские коллаборант_ки, но и русские диссидент_ки, Белые эмигрант_ки и просто русские, родившиеся в Европе, имеющие европейское гражданство. Многие были казнены либо отправлены в лагеря.

Есть ли у тотального запрета рациональные причины?
Запрет на посещение ЕС часто обосновывается не только эмоциональной подоплёкой исторического наследия российского колониализма. Его объясняют рационально — тем, что россиян_ки, оставшись в России, непременно будут свергать Путина. Однако эксперты настроены скептически по отношению к этому аргументу.

Джефф Хаун, специалист по безопасности и исследователь Российской истории из Лондонской Школы Экономики, считает, что «запреты на выдачу виз, безусловно, мало что сделают для усиления дестабилизации режима в России. Наоборот, это придаст правдоподобности нарративу режима о том, что Россия находится под угрозой существования». С ним согласен Доктор наук Сергей Радченко, профессор Университета Джонса Хопкинса и автор многих книг о российской истории: «Я думаю, что это глубоко контрпродуктивно в том смысле, что помогает укреплять путинские нарративы о Европе и консолидировать поддержку путинского режима в России».

Еще одной причиной называют угрозу безопасности Европы. Однако учитывая, что тотальный запрет вряд ли станет реальностью, не совсем понятно, как ограничения лишь от нескольких членов ЕС смогут спасти Евросоюз от шпионов с туристическими визами. Даже в случае крайне маловероятного тотального запрета российские спецслужбы смогут найти лазейки в Европу.

Неясно, как отсутствие туристических виз сможет остановить российские спецслужбы, которые недавно внедрили агента с фальшивым бразильским паспортом в один из крупнейших университетов Вашингтона. Рамани также настроен скептически: «[Агентам] будут выданы дипломатические паспорта или их аналоги. Они найдут дорогу. Запрет больше накажет простых людей». Хаун согласился с ним: «Шпионы могут прибывать по широкому спектру виз, включая поддельные документы Украины и ЕС или официальное дипломатическое прикрытие».

Единственную проблему нацбезопасности, которую запрет на визы действительно мог бы частично решить, — это атаки на украин_ок со стороны националистически настроенных россиян_ок.

Случаи вроде нападений на украинских бежен_ок и избиения проукраинских активист_ок приводились многими политиками в качестве мотивации принятия запрета на визы, примерно так же, как исламский экстремизм был использован как повод для ограничения миграции из ближнего Востока.

Однако проблема с харассментом украин_ок в Европе не решится с исчезновением российских туристо_к, студенто_к или бежен_ок. Российская диаспора — граждане ЕС — устраивали автопробеги в поддержку Путина в Германии. А недавно чешские нацисты избили россиянина за значок с украинским флагом.

В то же время у поддерживающих запрет есть резонные моральные причины. Олэна, родной город которой регулярно обстреливает Российская армия, сказала нам: «Я не понимаю, почему жизнь граждан страны-агрессорки не должна поменяться, ведь это и есть продолжение коллективной ответственности народа за действия своего государства и правительства».

Профессор Радченко же считает, что коллективная ответственность не является жизнеспособной концепцией: «Она ведет свою генеалогию от тоталитарных идеологий 20-го века, давно дискредитированных. Людей нужно судить индивидуально за их преступления и проступки».