Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 

«Если бы я не помогала, пришлось бы помогать мне?»

Как волонтер_ки помогают бежен_кам из Украины

Авторка: Валерия Ратникова
Редакторка: Екатерина Мартынова
Фото: Маша Чёрная, Лиза Васильева
Публикация: 26 марта 2022
Уже четверть всех жителей Украины покинули свои дома из-за войны: большинство пока ищут убежища внутри страны, уезжают в более безопасные города. При этом, по данным ООН, 3,5 миллиона человек покинули Украину, и чаще всего они уезжают в Европу, лишь 252 тысяч беженцев пересекли границу с Россией. Люди бегут от войны в неизвестность, однако им готовы помогать волонтеры не только в самой Украине, но и за ее пределами: те, кто не живет под обстрелами и бомбардировками, но о мирной жизни с 24 февраля забыл.
Люле Лютиковой — 19, она художница, но теперь вся ее работа — это круглосуточная помощь украинцам, которые пытаются убежать от войны. «Я работаю с первого дня войны без выходных, просыпаюсь и сразу открываю ноутбук», — говорит Люля. Она постит почти всю важную актуальную информацию в Telegram-чат «Помогаем уехать» — с 24 февраля в него добавились уже почти 94 тысячи человек.
«Едут 2 машины до польской границы.
Выезд на этой неделе.
Кременчуг — Полтава — Днепр»;
«АВТОБУС ЛУЦК — ЛЮБЛИН 18.03.22 13:25 832 грн»
Каждое объявление о возможном безопасном маршруте как внутри Украины, так и с выездом за границу страны Люля проверяет сама. Она ищет информацию в сотнях украинских чатов, находит первоисточник сообщений, созванивается с водителями, переписывается с местными, которые либо уже смогли уехать и хотят поделиться опытом, либо только собираются бежать и ищут помощь.

«Окна все заклеены у нас, чтобы никто света не увидел. Котик теперь не может смотреть в окно», — девушка из села Перещепино (Днепротпетровская область) 2 недели назад попросила о помощи в комментариях на странице бренда одежды «Культраб». В тот момент команда «Культраб» уже активно сотрудничала с проектом «Помогаем уехать», Алене нашли водителя и помогли с деньгами. «Когда Алена выезжала первый раз из Перещепино, в соседнем селе взорвался автобус», — вспоминает создательница бренда одежды «Культраб», а теперь руководитель отдела эвакуации в проекте «Помогаем уехать» Алина Музыченко. После этого Алена не хотела ехать дальше, ей было страшно, но и в Перещепино оставаться было опасно. Алина Музыченко убедила Алену, что нужно выбраться: «Когда девушку удалось довезти до вокзала в Днепре, там у нее на глазах убили мужчину», — рассказывает Алина. Алена снова вернулась в Перещепино и только после занятий с психологом, которого ей нашли волонтеры «Помогаем уехать» девушка решилась выехать снова. Теперь она в Польше. Мама Алены в Киеве, а ее брата убили в Харькове. «Все едут с семьями, а я еду с вами», — написала Алена команде «Помогаем уехать», когда выбралась из Украины.

Инициатива помощи беженцам появилась в тот же день, когда началась война. Журналисты, политики, активисты, художники, которые сами эмигрировали в Грузию из России: «В первый день войны мы были естественно [на митинге] у посольства Украины [в Грузии], мы с мужем думали, что конкретно можем сделать, как помочь», — вспоминает Алина Музыченко. Очень быстро из чата на несколько десятков человек, в котором обсуждали, как лучше всего выехать не только из Украины, но и из России и Беларуси, сформировалась команда активистов, готовых помогать конкретным людям. Приоритет сместился в пользу беженцев из Украины. «Если к нам обращается человек, который без уголовного дела бежит из России, и украинец, у которого рядом с домом упала бомба, конечно, в приоритете будет последний. Поэтому теперь в соцсетях мы позиционируем себя как проект помощи именно тем, кто уезжает из Украины», — объясняет Ирма Фатьянова, бывшая координаторка штаба Навального в Петербурге, которая теперь ведет стримы на YouTube-канале Навальный Live, работает в благотворительном фонде и занимается фандрайзингом в проекте «Помогаем уехать». К 22 марта активистам удалось собрать почти 120 тысяч евро на помощь тем, кто бежит из Украины или кто остается там и нуждается в деньгах — на лекарства, еду, поездку до ближайшего безопасного города. «Мы говорим, что собрали такую-то сумму, но перевели в Украину меньше денег, и сбор при этом не останавливаем. Дело в том, что с каждым днем выводить деньги все сложнее», — рассказывает Ирма Фатьянова. «До последнего нам удавалось собирать деньги на российскую карту. Сначала мы делали swift-переводы в Украину, потом их закрыли, мы стали пользоваться Paysend, затем и этот путь закрыли. Мы научились выводить деньги через криптовалюту, но каждый раз появляются новые запреты».
Теперь в приоритете у команды проекта прием пожертвований на украинскую карту, крипто-кошелек, счет на Paypal и Wire. Но буквально три назад удалось найти новый способ принимать средства на российскую карту и отправлять их в Украину. За все время активисты отработали почти 200 заявок на финансовую помощь. Но со временем своей основной задачей они стали видеть именно эвакуацию тех, кто к ним обращается.

«Наша главная цель — это все же помощь доехать человеку до границы, вывезти из зоны военных действий», — говорит руководитель отдела эвакуации в проекте «Помогаем уехать» Алина Музыченко. Чтобы получить помощь, человеку достаточно написать в Телеграм-бот, с ним в течение нескольких минут свяжется оператор (в команде есть и украиноговорящие сотрудники).

На большинство вопросов есть ответы в памятке, которой пользуются операторы: телефоны проверенных водителей, контакты психологов, информация о том, как можно переехать с животными, карта с разными вариантами бесплатного жилья за пределами Украины и внутри страны. Особенно сложными кейсами занимаются супервайзеры — так в проекте «Помогаем уехать» называют тех, кто следит за всеми тематическим чатами в Телеграме и добывает новую информацию.

Люля Лютикова — супервайзерка, рассказывает, что многие обращаются за помощью к ней напрямую, не через бот: люди видят ее посты в телеграм-канале «Помогаем уехать» и пишут в личные сообщения. «Каждый день ситуация меняется. Раньше поезд был самым безопасным вариантом [чтобы уехать]. Если обстрел, все легли на пол, поезд постоял час или больше и поехал дальше», — объясняет Люля. Теперь, как она делится, многих приходится отправлять на машине, потому что в поездах нет места на всех, они сильно задерживаются, отменяются. За месяц войны Люля дистанционно сопроводила больше 400 человек, среди них есть те, кто убежав от войны сам, теперь готов помогать другим.
«Мне написала беженка из Мариуполя, которая теперь сняла дом в Днепре и принимает людей из горячих точек — того же Мариуполя, Херсона. Она попросила финансовую поддержку, я думаю, мы поможем ей оплатить этот дом», — рассказывает Люля и добавляет: «Я восхищаюсь отважностью таких людей, а еще тех, кто сам берется везти людей из горячих точек, ведь совсем неизвестно, что может случиться по дороге».
Город внутри вокзала
Большинство украинцев бегут в Польшу — страна уже приняла больше двух миллионов человек. Некоторые едут дальше: например, в соседнюю Германию каждый день прибывают тысячи беженцев. Пока сколько точно человек пересекли границу неизвестно, но местные власти уже зарегистрировали как минимум 200 тысяч недавно приехавших украинцев. Поезда с беженцами прибывают на главный железнодорожный вокзал Берлина.

«Первые люди начали приезжать на 5-й день войны», — вспоминает Маша Эрман, до событий в Украине она работала редактором в разных журналах об архитектуре, а теперь почти все свободное время тратит на помощь беженцам. «Когда я впервые пришла на вокзал, чтобы встретить поезд с украинцами, там почти никого [из волонтеров] не было», — рассказывает Маша. Она оказалась на вокзале вместе с подругой, врачом-анестезиологом Лизой Васильевой, девушки встречали беженцев с украинским флагом и мешком претцелей. «Когда мы вернулись на следующий день, то увидели уже целый город внутри вокзала: здесь зона с едой, здесь детский уголок, там одежда разложена по размерам, тут же принимает Красный крест». Скоро волонтеры наладили целую систему, чтобы эффективно помогать беженцам по приезде на вокзал: в телеграм-чате на почти 20 тысяч человек публикуется расписание поездов, объявления о наборе волонтеров на определенный день и час, правила работы с теми, кто только приехал в Берлин.
Волонтеров просят регистрироваться в специальной базе, чтобы понимать, где и сколько сейчас есть людей, им выдают светоотражающие жилеты и рассказывают, как себя вести с беженцами. «Большинство людей, которые только приезжают, уставшие и истощенные. Предложите им отдохнуть, взять еду, напитки, средства гигиены, принадлежности для домашних животных и одежду, если это необходимо. Приведите их к стойке Красного Креста, если им нужна медицинская помощь», — говорится в памятке. Лишь на одном из сайтов, где регистрируются волонтеры, которые хотят помогать беженцам, отметились уже почти 12,5 тысяч человек.

«Нам-то теперь очевидно, что многие хотят помочь, а людям, которые только бегут из Украины, это совсем не очевидно. Они дезориентированы, думают, что бегут в никуда, боятся просить помощи», — говорит Маша Эрман. Она вспоминает историю семьи, которую однажды встретила на вокзале. «Папа — сириец, когда-то сбежавший в Украину, там, в Харькове, он нашел себе жену, родил с ней дочку Миру, и с началом войны одним из первых поездов они все вместе уехали в Европу», — рассказывает Маша. По ее словам, те, кто только приезжал в Берлин, удивлялись, что уже на вокзале могут получить все необходимое — еду, одежду, медицинскую помощь, гигиенические средства, от ушных палочек до прокладок.

«Сейчас помощь прибывшим из Украины на вокзале во многом взяли на себя городские власти, все стало строже и урегулированнее», — рассказывает Лиза Васильева. «Дежурит гораздо больше полицейских, волонтеров четко распределяют по точкам, чтобы предотвратить, например, похищения людей». По ее словам, Берлин уже переполнен беженцами, поэтому главная задача сейчас — помочь людям разъехаться по разным городам Германии, открыть для них большие убежища. Под это уже переоборудовали, например, выставочный комплекс Мессе Берлин и аэропорт Тегель.
«Против смерти есть только жизнь»
«Мне часто угрожают, пишут, что найдут и убьют», — рассказывает редакторка канала «Помогаем уехать» Люля Лютикова и просит не называть город в Грузии, в котором находится. Сейчас девушка координирует и консультирует в день сотни человек, пытающихся выехать в безопасные районы Украины. «Я постоянно думаю о каждом из них и не могла бы работать в эти дни без успокоительных».

Родители Люли остались в России, мама ее полностью поддерживает, папа тоже гордится тем, что она делает, но понять настоящие причины войны в Украине не может. «Для сохранения наших отношений мы больше не обсуждаем с ним эту тему. Когда мне плохо, я работаю, а работаю я каждый день без выходных», — делится Люля.
«От войны теперь никак нельзя будет отвлечься», — говорит Маша Эрман. Она до сих поддерживает связь с семьями, которые встречала на вокзале в Берлине, а вместе с подругой Лизой Васильевой, работает над новым волонтерским проектом их друзей. Врач-анестезиолог Лиза Васильева вспоминает, что на первые недели войны пришелся ее отпуск, и это была хорошая возможность, чтобы начать постоянно помогать беженцам. Теперь она вернулась на работу в больницу: «У нас стало заметно больше пациентов из Украины, у многих хронические болезни в запущенном виде, их сейчас принимают и бесплатно лечат в неотложных случаях. За последнюю смену было три человека чуть ли не прямо с вокзала. Очень повысился спрос на переводчиков с русского и украинского внутри больницы. Как и везде сейчас в Германии». Каждый день на главный вокзал города приезжает поезд с сотнями новых беженцев.

«Было бы очень тяжело читать новости и ничего не делать. Если бы я не помогала, пришлось бы помогать мне», — говорит Ирма Фатьянова, которая занимается фандрайзингом в проекте «Помогаем уехать». С ней соглашается руководитель отдела эвакуации Алина Музыченко: «Так говорят все наши ребята. Та энергия, которая царит в команде, помогает нам выжить. Против смерти есть только жизнь». Сейчас с проектом работают более 300 волонтеров, среди них есть даже те, кто остался в России, но несмотря на риски, продолжает помогать.