Бывший сотрудник Российского Института Стратегических Исследований при Президенте РФ и специалист по Западной Африке, преподаватель РУДН:
«Франция — самый активный игрок в Западной части Африки. Там, как и в Центральной Африке, появилось то, что получило название Françafrique. Большинство стран бывших колоний Франции в этом регионе сохранили французское военное присутствие в формате оборонных договоров.
Сохранились военные базы в сенегальском Дакаре, недалеко от Абиджана в Кот-д'Ивуар, в Габоне была крупная база, ну и по мелочи в других местах. Франция могла в случае необходимости легко направить свои войска и в другие бывшие колонии, Мали в их числе. Второй элемент — это валютный контроль, поскольку в большинстве стран Западной Африки в ходу единая валюта — франк КФА. Сейчас она расшифровывается как “африканское финансовое сообщество”. Раньше расшифровывалось несколько иначе: “французские африканские колонии”. Эта валюта до сих пор выпускается теми же самыми банками и привязана к евро. Кроме того, золотовалютные запасы стран зоны франка в значительной степени хранятся во французском Центробанке. Это очень важный инструмент экономического воздействия, поскольку африканские страны в основном экспортируют природные ресурсы, и в первую очередь в Европу. У этих стран есть специализация: какао-бобы, у других это алмазы, золото, другие полезные ископаемые. Контроль над валютой дает Франции достаточно большие возможности по ограничению экспортных возможностей [африканских стран]. То есть эти страны не могут занижать курс своей валюты, чтобы делать свой экспорт более выгодным. Ну и, в принципе, у французского капитала после деколонизации появилось достаточно много финансовых преференций».