Для возникновения государства помимо насилия и власти нужны и другие предпосылки. Если либертарианцы думают, что государство и рынок — антагонистические понятия, то антрополог Дэвид Гребер вводит
другую теорию, связанную с концепцией возникновения денег. Раньше считалось, что деньги возникли из бартерной торговли: люди менялись товарами и в какой-то момент поняли, что это проще делать, когда есть эквивалент обмена и не нужно думать, сколько пшеницы отсыпать за пару сапог. Гребер показывает, что логика была иная.
Он вводит понятие повседневного коммунизма — своеобразной формы социальных отношений, в которых люди не измеряют свою деятельность выгодой, которую она может принести. Логика иная: тебе нужно лекарство? Я дам его тебе, не ведя никаких подсчетов: кто, кому и сколько должен за такую помощь. В отношениях внутри малых групп, в которые люди объединялись до появления государства, не было никакой меновой торговли, а был либо «повседневный коммунизм», либо основанные на долге кредитные отношения (я отсыпал тебе зерна, а завтра возьму у тебя лошадь, чтобы съездить в город).
Денежная же торговля использовалась при обмене с чужими — с теми, с кем люди не состояли в личных отношениях. Следующим шагом стало возникновение государства. Без него не могли бы возникнуть рынки: нужны были законы, контроль за исполнением сделок, эмитируемая государством валюта. Возникновение рынков было вызвано необходимостью обеспечивать армию за счет добровольного снабжения, а не грабежа. Чтобы заплатить наемным воинам деньги, государства должны были собрать их в качестве налогов.