Когда в фейсбуке разразилась дискуссия о том, нужны ли школы креативного письма, или «креативного врайтинга», как назвал их Константин Мильчин, я не хотела ничего отвечать — кроме, может быть, фразы «ой, все». За пять лет существования курсов WLAG (Write Like a Grrrl) я научилась делать свое дело, не обращая внимание на хейт. Но когда Алла Гутникова через доверенное лицо предложила мне взяться за эту статью, я подумала еще раз и решила, что высказаться все-таки важно. Потому что вопросы, прозвучавшие в фейсбучном
посте Константина Мильчина и комментариях под ним, возникают у многих. И даже если я устала на них отвечать, нужно сделать это еще раз. Не ради того, чтобы изменить мнение автора поста, конечно. А ради всех тех женщин*, которых едкий обесценивающий текст литературного критика отдалит от мечты начать писать. И пусть это выглядит как попытка доказать, что мы имеем право на существование. Посмотрим правде в глаза, я делаю это не в первый и не в последний раз.
Да, писательские курсы нужны. Я убедилась в этом на собственном опыте и на опыте других авторок. И да, мы снижаем порог входа в литературу, мы даем женщинам* право называть себя писательницами. Потому что писательница — это та, кто пишет: и Людмила Петрушевская, и я. Мы снижаем порог входа в литературу, потому что хотим, чтобы больше женщин* ей занимались. Мы не считаем, что «не все книги должны быть написаны». Мы хотим, чтобы как можно больше книг все-таки были написаны.
Мы с Сашей Шадриной начали делать WLAG из потребности — потому что нам не хватало в литературе героинь, похожих на нас. Со схожим опытом, взглядом на мир, мечтами и желаниями. Из той же потребности позже родилось издательство No Kidding Press, которое возглавляет Саша.
Почему героинь, похожих на нас, мало? Потому что порог входа в любое творческое пространство для женщин* завышен в принципе. Я спросила выпускниц WLAG'а, обесценивали ли когда-нибудь их тягу к письму. Вот несколько цитат:
«Мне говорили, что писать не надо, не получится».
«Говорили: "Зачем пытаться, ты же все равно всегда будешь хуже мальчика"».
«Мой отец на любые мои начинания как мантру повторял: "Дурью не майся"».