После 24 февраля многое поменялось. Young Folks LV война затронула неожиданно. В некоторых семьях дети начали ссориться с родителями из-за разного отношения к войне, говорит Александр: «У ребят были конфликты в семьях, потому что их родители смотрят телевизор, верят Путину. Они могли сказать своему ребёнку, что он позор семьи, что никакой войны нет, никто никого не бомбит, что на самом деле „происходит спасение Украины“. Мне ребята писали: „Саша, мы в офисе на ночь останемся, потому что не можем дома находиться“. Конечно, это огромная трагедия».
Первое, что Александр и Young Folks LV сделали после начала войны, — организовали коммьюнити для подростков и молодежи из Украины, чтобы они смогли быстрее адаптироваться в новой стране. Сейчас там около 40 человек от 14 до 22 лет.
В начале мая с Александром связались коллеги из Эстонии и попросили принять несколько семей из Мариуполя. Их нужно было встретить на вокзале, помочь с жильём и билетами. За этими беженцами последовали и другие — только за первую неделю Александр помог 40 семьям.
— Потом произошёл такой случай, — вспоминает Александр, — мы отправили 10 человек автобусом на паром в Лиепае. Я предупредил координаторку, чтобы их там встретили. Она подходит к автобусу и спрашивает: «А кто здесь с Украины в Германию на паром?» И вместо 10 человек руки поднимают 30. Она мне перезванивает и говорит, что тут весь автобус наш. Тогда-то мы поняли, что людей намного больше, чем мы охватываем. На вокзале мне придется находиться всё время.
Александр обратился к администрации вокзала. Волонтерам тут оказались очень рады. Руководство вокзала уже обращалось с проблемой транзитных беженцев в Рижскую думу, но результата не последовало.
— Раньше люди приезжали на автовокзал и им никто не помогал. Я не знаю, где они спали, что ели, особенно те, у кого не было денег. Наверное, это был ад в центре Риги. В итоге нам выделили помещение на Рижском автовокзале, дали компьютер, принтеры. 20 мая мы начали работать. С 8 утра до 12 ночи без выходных. Потому что у войны нет выходных. Беженцы не выбирают, когда им приехать.
За май через пункт на автовокзале прошло 4 тысячи человек. За июнь — уже 5 тысяч человек. Нагрузка на вокзальный пункт растёт, при этом помощи становится всё меньше. Возможно, сказывается усталость от войны. Например, раньше один из перевозчиков ежедневно предоставлял по 100 бесплатных билетов на паромы для беженцев из Украины. Теперь он сократил квоту до 30 билетов каждые 10 дней. Сейчас Young Folks LV пытаются решить эту проблему и найти другого перевозчика.
Таких проблем приходится решать много: то не хватает людей, то жилья. Было бы лучше, если бы власти Латвии сами организовали на автовокзале пункт помощи, но особых шагов в этом направлении не делается до сих пор, признается Александр: «Все бюрократично и долго делается. Я не знаю, в чем проблема. Это больше вопрос ответственности. Мы пришли, увидели, что ничего нет на вокзале, и взяли ответственность на себя: наладили систему помощи и до сих пор помогаем своими силами. Когда мне говорят: „А что будет, когда у вас закончатся ресурсы?“ Но я до сих пор не верю, что это может случиться. Мы будем исходить из того, что у нас есть. Не будет денег? Будем без денег помогать, хотя бы информационно. Или будем писать по десять постов в день в фейсбуке, чтобы финансы привлечь».