Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Патриотизм в каждый дом
Как устроена государственная молодежная политика
Автор: Капи Бара
Редактор: Ахилл
Иллюстрации: Лизон Жихре
Публикация: 15 сентября 2022
C 2020 года воспитание молодежи регулируется Министерством просвещения через федеральный проект «Патриотическое воспитание». Он объединяет в себе молодежные организации, число участников которых должно расти каждый год. В новом материале DOXA рассказывает о том, как сегодня в России выстроена система «патриотического воспитания».
В июле 2022 года Владимир Путин подписал закон о создании российского движения детей и молодежи (предложенное ранее название «Большая перемена» было исключено из документа, новое название проект так и не получил). Он был внесен в Госдуму 19 мая — в день 100-летия всесоюзной пионерской организации. Одна из целей этого молодежного движения — содействие «проведению государственной политики в интересах детей и молодежи». В законе говорится о том, что каждом регионе будет создан орган для взаимодействия между региональной властью и движением; движение будет развиваться за счет средств из федерального бюджета. Предполагается, что в движении будут задействована молодежь всех возрастов — от младших школьников до студентов. Также к движению могут присоединиться и желающие взрослые.

Сегодня в России существует как минимум три проекта, чьи функции дублирует движение: «Юнармия», «Российское движение школьников» и патриотические студенческие клубы «Я горжусь» Возможно, новое молодежное движение объединит в себе эти проекты: РБК пишет, что движение может быть создано на их основе.

В августе «Важные истории» рассказали о введении с сентября 2022 года уроков патриотизма и «Разговоров о важном», с учени_цам российских школ будет транслироваться прокремлевская позиция в отношении войны в Украине. Однако начало тому, о чем рассказывают автор_ки «Важных историй», было положено еще в 2020 году, когда в правительстве объединили существовавшие годами разрозненные молодежные проекты.
Патриотизм: что государство понимает под воспитанием
Термин «воспитание» объединяет в себе несколько различных понятий, которые можно обнаружить в нормативных актах, касающихся взаимодействия государства и молодежи. Чаще всего говорится о «патриотическом» или «гражданско-патриотическом» воспитании. Есть два основных нормативных акта, описывающих это понятие: это «Основы государственной молодежной политики РФ» и «Стратегия развития воспитания в РФ».

В Стратегии развития воспитания сказано, что в «воспитание» включается гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое и профессиональное воспитание, и воспитание в семье. И духовно-нравственное, и патриотическое воспитание связаны с идеей «служения Родине», и потому оба можно объединить до понятия патриотического воспитания. В Основах государственной молодежной политики отмечено, что успешная молодежная политика направлена, в том числе, на формирование граждан, «любящих свое отечество и готовых защищать его».

Наиболее подробно понятие патриотизма рассматривается в Концепции патриотического воспитания от 2003 года. Здесь авторы представляют целую систему, исходящую из определения патриотизма как любви к Родине: «патриотизм всегда конкретен» и проявляется в ряде этапов, от любви к «малой Родине» до готовности «служить своему Отечеству и умереть за него». Патриотизм связывается с сохранением суверенитета и целостности России. Более того, развитие патриотизма — это ключ к «национальному возрождению России как великой державы».

Хотя Концепция патриотического воспитания — довольно старый документ, и своеобразные формулировки, вроде «конкретности» патриотизма, не встречаются в последующих нормативных актах, базовые идеи концепции сохраняются. Патриотизм понимается как любовь к государству — и поэтому он необходим для безопасности этого государства. На протяжении более пятнадцати лет понятие «патриотизма» подразумевает под собой любовь к государству, соблюдение традиционных ценностей, а также готовность защищать свою страну с оружием в руках.

Цели воспитания в этих нормативных актах до сих пор однозначно не определены. С одной стороны, нормативные документы подчеркивают значимость гражданина России как «гражданина мира», повторяют гуманистические ценности; с другой, за этим следуют намеки на возрождение утраченного величия России и отсылки к абстрактным «особенным традиционным ценностям». В более новых документах таких формулировок больше. Поэтому далее говоря воспитание и патриотическое воспитание, следует иметь в виду, что эти формулировки заряжены идеалами «великой России» и постоянной необходимости защищать это величие от внешних и внутренних врагов.

Молодежная политика России строилась поэтапно. В нулевые годы главным действующим лицом в ней был бывший зампред правительства Владислав Сурков. Он создал молодежное движение «Идущие вместе», которое затем преобразовалось в «Наши». Их участники организовывали акции, преимущественно связанные с празднованием победы в Великой Отечественной войне. В 2008 году появилась Росмолодежь, которая сперва полностью поддерживала деятельность «Наших», затем стала более самостоятельной и начала выдавать гранты блогерам на производство провластного контента, а позднее — организовывать деловые форумы. Отметим, что с деятельностью Росмолодежи связан ряд коррупционных скандалов. В 2019 «Росмолодежь» получила право блокировать сайты. Именно по жалобе Росмолодежи в январе 2021 года Роскомнадзор потребовал от DOXA заблокировать видео «Им не победить молодость», после чего на четырех редактор_ок DOXA было заведено уголовное дело по статье о «вовлечении несовершеннолетних в противоправные действия».
В 2014 году государство взялось за молодежную политику более серьезно, появились «Основы молодежной политики» — документ, регулирующий политику в отношении молодежи. В нем сообщается, что государству необходимо активнее работать с молодежью как наиболее «восприимчивой и мобильной» частью социума. Эффективная молодежная политика должна дать молодежи стимул к развитию.

Новый этап ознаменован появлением в 2020 году федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках национального проекта «Образование». В нем Росмолодежь обозначается как государственный орган, ответственный за гранты на мероприятия другим молодежным организациями: «Юнармии», «Российскому движению школьников» и Ассоциации патриотических студенческих клубов «Я горжусь».
Как любовь к Отечеству оказалась важнее международного престижа
С 2020 года цели экономического и общественного развития реализуются через так называемые «национальные проекты», охватывающие разные сферы жизни общества. С точки зрения Путина, нацпроекты — отличный способ контролировать расходы бюджета и призвать чиновников к личной ответственности. При этом в проектах смешивается масштабность и абстрактность: рядом с конкретными цифрами по улучшению в паспортах проектов стоят абстрактные фразы, вроде «разработки механизмов вовлечения общественно-деловых объединений» в нацпроекте «Образование». Экономист и социолог Владислав Иноземцев считает, что нацпроекты — это в первую очередь инструмент для упрощения бюрократии, а не путь к реальным изменениям. Так или иначе, именно в них прописаны устанавливаемые государством цели развития и планы по их достижению.

Когда нацпроект «Образование» запускался в 2019 году, он состоял из 10 федеральных проектов, которые в целом были направлены на улучшение материальных условий образовательных учреждений России и привлекательность российского образования за рубежом. В ноябре 2020 года цели государства немного поменялись. Два федеральных проекта — «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования» — были заменены на один новый: «Патриотическое воспитание». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» предполагал формирование системы непрерывного образования для совершенствования профессионального пути. Федеральный проект «Экспорт образования» был направлен на привлечение иностранных граждан в российские образовательные учреждения. Задача, заложенная федеральным проектом «Патриотическое воспитание»: обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Профессиональное образование и международный престиж образования оказались второстепенными по отношению к проведению патриотических мероприятий, прививающих любовь к Отечеству.
Унификация: как устроен проект «Патриотическое воспитание»
В 2020 году в России еще существовал ряд молодежных организаций, подчиненных разным государственным ведомствам и нацеленных на разные группы населения. Например, «Юнармия» создана Минобороны и работает со школьниками, а «Росмолодежь» работала с молодыми людьми всех возрастов и стала инструментом пропаганды в школах и университетах, рекомендуя, например, провести акцию «Россия — страна любви» в день акции в поддержку Навального. Кроме того, именно «Росмолодежь» стала организацией, курирующей другие молодежные организации, в первое время, когда правительство всерьез взялось за патриотическое воспитание. Но сегодня объединение проходит именно через подконтрольный Министерству просвещения федеральный проект «Патриотическое воспитание».

На сайте министерства представлена такая информация о проекте: «24% граждан Российской Федерации [будут согласно плану] вовлечены в систему патриотического воспитания» к 2024 году. На той же главной странице указаны три ключевые институции, участвующие в проекте:
  • детско-юношеская организация «Российское движение школьников»
  • детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»
  • Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь»

В паспорте проекта описаны планы развития каждой из этих институций, а также планы по привлечению молодежи к «патриотическим мероприятиям». Разрозненные молодежные программы под разным управлением организуются в едином федеральном проекте под управлением Министерства просвещения. Несколько обособленно стоит «Росмолодежь», которая на сегодняшний день представляет собой не столько молодежную организацию, сколько административно-финансовый центр, чьи средства, согласно паспорту, участвуют в реализации программ проекта.

Таким образом, федеральный проект и создает ту систему патриотического воспитания, в которой должно быть задействовано 24% граждан. Можно по-разному оценивать амбиции государства контролировать молодежную политику через единое бюрократическое решение. С одной стороны, мы не можем оценить успех многих целей, поскольку министерства и организации неохотно раскрывают информацию. Даже паспорт проекта нужно искать через Google, так как он отсутствует на главной странице проекта. Это создает некоторое недоверие к цифрам, о которых говорит правительство (невозможно узнать, участвовали ли в конкурсе «Большая перемена» в прошлом году запланированные 400 тысяч человек). С другой стороны, эффективность реализации здесь важна не так сильно, как интенция. Через федеральный проект государство однозначно заявляет, что берет воспитание молодежи под свой единоличный контроль (это становится еще более очевидным на примере еще не появившегося, но уже спланированного молодежного движения, Наблюдательный совет которого возглавит лично Путин). Разберем подробнее, что входит в выстроенную систему.
Российское движение школьников
РДШ создано в 2015 году по указу Путина, соучредителем движения выступила «Росмолодежь». На сайте движения его цель сформулирована так: «деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников». Заявлено, что при записи школьни_ца может выбрать одно из четырех направлений для участия: военно-патриотическое, личностное развитие, гражданская активность и информационно-медийное. Среди проектов движения — различные конкурсы и патриотические акции. Но РДШ вовлекает школьников не только в в патриотические активности. По информации «Коммерсанта», уже в 2021 году РШД «в значительной мере» отвечало за внедрение в школы советников-воспитателей: тех самых, которые с сентября 2022 будут проводить уроки «Разговоры о важном» в школах Чувашии (в паспорте «Патриотического воспитания» каждый год в регионах должно внедрятся 2,5 тысячи таких должностей). Уже в сентябре 2022 Минпросвещения обновило методические рекомендация к «Разговорам о важном»: как сообщает «Медиазона», из них были убраны упоминания Украины и «спецоперации». На создание методичек было потрачено 22 млн рублей.

Согласно паспорту «Патриотического воспитания», в 2020 году в движении было задействовано 650 тысяч детей, а уже к концу 2021 их число должно было вырасти больше чем вдвое, до 1,5 миллионов. Точное число участни_ц выяснить невозможно. На сайте сказано, что участников «более 2 миллионов», но неизвестно, входят ли в это число только школьни_цы не родители школьников и педагоги_ни. 29 декабря 2021 со ссылкой на директорку проекта Ирину Плещееву, ТАСС сообщил, что количество участни_ц Российского движения школьников возросло до 1,5 миллионов. При этом количество подписчи_ц в соцсетях движения гораздо ниже этой цифры: 38 тысяч в Instagram и 395 тысяч в группе VK. Это может говорить о низком уровне вовлеченности: большое количество школьни_ц, якобы задействованных в движении, не стремятся узнавать новости о нем и не участвуют в его инициативах. Никакой официальной отчетности по числу участни_ц DOXA найти не удалось.
Юнармия
«Юнармия» создана в 2016 году по инициативе министра обороны Сергея Шойгу. На сайте Министерства обороны ее цель выражена следующим образом: «вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев». Туда принимают школьни_ц от 8 (ранее — с 11) до 18 лет, которые занимаются физической подготовкой, участвуют в патриотических программах, ездят в летние лагеря.

Расследование «Медузы» в 2017 показало, что никто в движении не понимал, как оно устроено: детей иногда принудительно набирали классами (по-видимому, просто чтобы увеличить численность), программы мероприятий еще не существовало. Кроме того, редакция РБК выяснила, что фирма, предлагающая пошив формы для юнармейцев, связана с бизнесменом (и вероятным владельцем ЧВК «Вагнер») Евгением Пригожиным. Юнармейцы занимаются всем понемногу: в колонке «Новой газеты» от 2019 года рассказывается, что «Юнармия» не дает гражданских прикладных навыков, и деятельность внутри организации направлена преимущественно на подготовку к армейской службе. В августе 2022 года сборы отделения «Юнармии» в «ЛДНР» прошли под оккупированным Мариуполем. На берегу Азовского моря детям Мариуполя, Донецка и других городов преподавали основы огневой подготовки и выживания, а также «военной истории».

В паспорте проекта «Патриотическое воспитание» сказано, что на конец 2020 года в движении участвовало 608 тысяч школьни_ц, а к концу 2021 это число должно было возрасти до миллиона. Как и в случае с РДШ, в конце года ТАСС торжественно объявил о появлении миллионного участника движения. Как и в случае РДШ, официальных цифр, кроме рекламной цифры на сайте, найти не удалось. В группе «Юнармии» VK чуть меньше 96 тысяч подписчи_ц. На странице рассказывается о том, как юнармейцы участвуют в «военно-тактических играх» и собирают книги, которые «могут вдохновить ребят из Донецкой и Луганской народных республик», в рамках акции «Дети — детям».

Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь»
Патриотические клубы не существовали до 2021 года: они появились в соответствии с проектом «Патриотическое воспитание». На странице одного из таких клубов в Дипломатической академии МИДа в числе задач указано «противостояние противникам России и их апологетам внутри России, их пропаганде и агитации, разложению общественного строя России, ее культуры, традиций, истории и идеалов» и «воспитание у студенческой молодежи идеала служению России на всех уровнях, во всех сферах и в любой ситуации». Подобное говорится и в методических рекомендациях по созданию клубов. Кроме того отмечено, что ВУЗы являются «специально созданной средой» не только для формирования специалистов, но и «граждан, обладающих компетенциями, позволяющими реализовать гражданско-патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности». Большинство из 56 мероприятий, отмеченных в плане ассоциации на 2022 год, так или иначе связано с памятью о победе в ВОВ и чествованием «Героев России». Остальные «исторические и национально-культурные традиции», сохранение которых заявлено в миссии ассоциации, никак не продвигаются.

Сейчас на сайте ассоциации указано 212 входящих в нее клубов; согласно паспорту проекта, к концу 2022 года их число должно возрасти до трех сотен. При этом согласно информации на сайте, часто в клубе может быть 1 или даже 0 участни_ц. Только в редких случая число участни_ц превышает сотню. В «рейтинге» клубов на сайте каждый занимает почетное первое место.
Имитация: главное слово российских властей
20 июля 2022 на учредительном собрании нового движения детей и молодежи в Артеке 13-летняя школьница спросила Путина, готов ли он «взять под свое крыло» движение. «При такой подаче невозможно отказаться», — ответил президент. При этом в законе о создании движения уже прописано, что Путин возглавит его наблюдательный совет. В распространяемых официальными каналами государство показывает имитацию самоорганизованности и масштабности своих проектов. То же мы видим в федеральном проекте «Патриотическое воспитание». Цифры в миллионы участников и участниц РДШ и «Юнармии» подтверждаются только пропагандистким ТАСС и значительно расходятся с числом участни_ц в соцсетях, а во многих клубах, входящих в ассоциацию «Я горжусь», задействовано ноль участни_ц.

Стоит ли доверять цифрам, которые называет Министерство просвещения? Почти два миллиона участни_ц конкурса «Большая перемена» более полутора миллионов человек, участвующих в мероприятиях патриотической направленности. Все это потенциально возможно, однако также возможно и то, что в каждом мероприятии участвует три человека, а их количество умножается на сто.
Как противостоять молодежной пропаганде?
Пока что участие во всех молодежных движениях является добровольным. Это значит, что никто не может законно заставить детей принимать участие в тех или иных общественных объединениях. Однако из расследования «Медузы» следует, что в «Юнармию» ранее записывали целыми классами, поэтому нельзя исключать, что попытки принудить детей к участию в патриотических мероприятиях и объединениях будут и в новых учебных годах. И для того, чтобы школьни_ц и студенто_к не вовлекали в государственные проекты, следует знать, как действовать в подобных ситуациях

«Альянс учителей» совместно с «Антивоенным Фондом» сделали карточки, где разъяснили, как противостоять «патриотическим часам» во время уроков. В них рекомендуется при любом нарушении законодательства обращаться к администрации школы и настаивать на знании закона, а если это не сработает, то обращаться в вышестоящие инстанции. Схожим образом нужно действовать и в противостоянии молодежным объединениям. Необходимо знать часть 6 пункта 2 статьи 34 ФЗ «Об образовании», которая гласит:

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

Именно эта статья запрещает деятельность, подобную деятельности по набору целых классов в «Юнармию». Дополнительно может пригодиться пункт 12 статьи 27 ФЗ «Об образовании», согласно которой

В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Апеллировать к этой статье понадобится, если помимо представителей молодежных движений к школьни_цам приходят члены политических партий.

Наконец, стоит знать о пункте 3 статьи 48 ФЗ «Об образовании» и пункте 3 статьи 29 Конституции: в соответствии с ними никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него. Это в том числе касается принуждения к участию в тех или иных мероприятиях или организациях.

Противостояние следует начать с администрации школы. Часто администрация идет на уступки, когда понимает, что граждан_ки знают закон. Кроме того, можно пригрозить обращением в СМИ или вышестоящие организации — Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Прокуратуру или Минпросвещения, однако не стоит делать этого в изначально враждебных тонах. Как показывает практика, знакомая «Альянсу учителей», начальство школы может бояться скандала, и потому переговоров с администрацией в нейтральном тоне оказывается достаточно для того, чтобы детей не вовлекали в пропагандистские уроки и мероприятия

Если это не сработает, то тогда необходимо обратиться в любую из вышеуказанных структур (или же во все). При этом стоит снова сослаться на статьи 34 и 48 ФЗ «Об образовании». В случае если детей пытаются принудить не только к участию в организации, но и к участию в каком-либо мероприятии, можно дополнительно сослаться на статью 149 УК РФ, которая запрещает принуждение к участию в собрании, митинге или шествии.

В своем проекте государство стремится показать масштабность. Однако при этом, за всей масштабностью находится более ста клубов без людей и отсутствие точных данных об участни_цах. Это дает надежду: если цели основного проекта, нацеленного на пропаганду среди молодежи, практически не исполняются, то все еще возможно противостоять такой пропаганде. Но при этом следует иметь в виду, что проект отчасти всё же выполняется: количество пропаганды в образовательных учреждениях стремительно растет, а в «Юнармию» могут набирать фактически принудительно — и потому важно знать, что делать в такой ситуации.