В российской провоенной пропаганде мы имеем дело с ситуацией, когда таким объектом становится даже не слово, а одна-единственная буква. Как и в случае с «бестселлером», эта буква привнесена извне языка. Как верно отмечали аналитики, которые писали про Z, изначально этот символ не отсылал ни к какой готовой системе значений. Вместо этого Z создал динамическую систему смыслов вокруг себя, перестраивая под новую (и все время меняющуюся) повестку всю существующее русскоязычное дискурсивное поле. Z не наполнен информацией, но заряжен злостью и энергией; cреда, которую он формирует вокруг себя, — это аффективная топология; новорожденные образы и смыслы в ней переплетены, динамичны и изначально крайне эмоционально заряжены и взрывоопасны. Z делает нас частями своей структуры, одновременно пассивными (большинство россиян не сопротивляются новому порядку) и активными (эмоционально реагирующими, спорящими в сети, ненавидящими, усиливающими аффект и тем самым участвующими в развитии этой системы). Для идеологии Z не принципиальна логичность и стройность повествования: официальные комментарии российских властей противоречивы и все время меняются, но это совсем их не ослабляет. Z-структура противостоит любому сложному или взвешенному обсуждению и солидарному действию и размывает смыслы, которые существовали в публичном поле до нее.
Аффективная топология Z определяется не тем, что непосредственно несет в себе сам знак, она зарождается вокруг него. При этом графические элементы знака и его слабые коннотации, думаю, могут играть определенную роль в том, какие смыслы он создает. В отличие от символов V и O, которые поначалу тоже претендовали на то, чтобы означить войну в Украине, Z — это предельно агрессивный образ, практически клеймо. В историях и фильмах про Зорро, рассказывающих, кстати говоря, о вигиланте-авантюристе, который в одиночку бросил вызов злодеям и борется с ними в обход всех существующих законов и правил, главный герой высекал Z (первую букву своего псевдонима) тремя ударами рапиры. Две параллельные прямые, разбитые диагональю, рифмуются с тем, как война в Украине перечеркнула все перспективы развития российского общества, а также с неразрешимыми конфликтами, которые порождает новая российская идеология. Аффекты, которые создает этот знак, выстроены на бинарностях и резком отказе от неудобного прошлого и какого-либо будущего, отказе от эмпатии и естественных человеческих чувств, базовой морали и этики. Просто попробуйте представить себе, чтобы какая-то иная буква, вроде скругленной «О» или куда более «дружелюбной» русской «З», стала символом этой войны: кажется, она бы просто не прижилась в такой роли.