По мнению Вероники Птицыной, дискуссии о том, в чем заключается сила государства и как ее нужно использовать, не имеют смысла, если не учитывать бэкграунд оппонентов: «Если мы посмотрим на людей с имперскими взглядами, то можем увидеть, что часть из них просто не руководствуются личным благополучием в своем отношении к государству — у них нет такой привычки».
Социологиня объясняет, что люди с советским опытом жизни привыкли существовать в мире, где постоянно идет холодная война и гонка вооружений. «Советский Союз, в котором иногда бывал дефицит потребительских товаров, при этом мог тратить какие-то безумные деньги на поддержку коммунистической революции в какой-нибудь маленькой латиноамериканской стране. В это же время США могли финансировать военный переворот в соседнем государстве. Постоянно существовало это противостояние, которое приводило к вооруженным конфликтам. Потом Советский Союз распался. Люди переживали, что вокруг происходят какие-то этнические конфликты, а в самой России в это время был коллапс экономики. Для многих людей, которые жили именно в таком мире, стабильность и спокойствие, уверенность в завтрашнем дне и отсутствие необходимости тратить деньги на какую-то территорию — это что-то новое», — поясняет социологиня.
При этом Птицына отмечает, что нельзя мазать всех одной краской. Для части людей с советским опытом жизни нападение России на Украину — это абсолютно неприемлемо и нестерпимо.
Глубинные интервью PS Lab показывают, что и среди противников, и среди сторонников войны есть абсолютно разные люди. В том числе среди империалистов и агрессивных сторонников конфликта есть люди, родившиеся при Путине или незадолго до его прихода к власти. «Если брать страну в целом, то с момента распада СССР люди никогда так хорошо и так спокойно не жили, как при Путине. Для людей, которые выросли в этот период, война — онтологически невозможное событие. При этом другие люди этого же поколения поддерживают войну, — говорит социологиня. — В их онтологии война не просто возможна, она в каком-то виде постоянна».