Помогите развивать независимый студенческий журнал — оформите пожертвование.
 
Битва за зерно
Как война в Украине ставит под угрозу жизнь каждого пятого человека на Земле

Авторка: Владислава Шелудько

Редакторка: Екатерина Мартынова

Иллюстраторка: Ира Гребенщикова

Публикация: 1 июля 2022
В конце марта, на 27-й день войны, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил: «Украинский народ переживает ад на Земле, а по всему миру последствия стремительного роста цен на продукты питания, энергию и удобрения угрожают перерасти в глобальный продовольственный кризис».

То же самое говорит и министерка экономического сотрудничества и развития Германии Свенья Шульце. По ее словам, человечество может столкнуться с самым «масштабным голодом со времен Второй Мировой войны».

Разбираемся в том, насколько реальна эта угроза, почему важно открыть порты в Черном море и жители каких стран могут оказаться на грани голода из-за войны в Украине.
Зерновая война
«Возьмем оккупированный край — Херсонскую область. Большая часть фермеров уже не будет сажать зерно, потому что сроки прошли. Не будет сажать из-за страха, что не уберут урожай, или из-за того, что люди уехали. Те же техники иногда отказываются выходить в поле: уже много случаев было, когда техника натыкалась на остатки неразорвавшихся снарядов», — так на вопрос о состоянии сельского хозяйства в Украине отвечает нам один из специалистов-аграриев, который полтора месяца прожил в оккупации.

На оккупированных территориях собранное зерно или овощи еще и не продашь: «Вести нормально хозяйство они [фермеры] не могут. Есть определенные “препятствия”. [Российские военные] могут отобрать технику, урожай. Иногда продают очень дешево — под страхом того, что отберут».

По всей территории страны — разбомбленная «высокоточным» оружием инфраструктура: «Есть объекты — хранилища в разных областях, в том числе Херсонской области, Николаеве, — которые просто российская авиация с самолетов разбомбила. О продолжении их работы и речи быть не может». Те же страхи и проблемы, по его словам, у фермеров с территорий, уже освобожденных ВСУ земель.

На мировом рынке сельскохозяйственной продукции Украина занимает пятое место по экспорту пшеницы и ржи, третье — по экспорту кукурузы и ячменя и лидирует по экспорту подсолнечного масла. Основные производственные районы находятся на юго-востоке страны: в Запорожской и Херсонской областях. Именно эти области оказались под российской оккупацией.
Такие цифры, в целом, объясняют, почему многие мировые политики и эксперты после начала войны заговорили об угрозе продовольственного кризиса. Министерка иностранных дел Германии Анналена Бербок «спецоперацию» назвала «зерновой войной», которую Россия ведет не танками и оружием, а голодом и лишениями. Глава Евросовета прямо обвинил Кремль в провоцировании мирового голода.

Украинское зерно кормит многие страны Африки и Ближнего Востока: например, в Ливии из всей импортной пшеницы около 80% поставлялось из Украины. Велика, конечно, доля и экспорта из России, ведь вместе с Украиной она обеспечивает треть мирового экспорта пшеницы.
Краденое зерно, цены и порты в Черном море
У продовольственного кризиса может быть несколько причин: из-за войны экспорт из Украины снизился в два раза ◻️. В стране разрушена логистика, инфраструктура, заблокированы черноморские порты, а российские военные вывозят украинское зерно из оккупированных территорий.

С самого начала вторжения украинские порты в Черном и Азовском морях оказались заблокированы: через них шло две трети внешней торговли страны. Из них невозможно вывезти около 22 миллионов тонн продовольствия. Путин при этом утверждает, что «проблемы с вывозом зерна не существует», а заявления о том, что Москва препятствует вывозу зерна — это «блеф», да и вообще «не мы же заминировали черноморские порты Украины». Россия якобы гарантирует, что, если Киев разминирует порты, она не воспользуется этим для нападения.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба писал в твиттере, что страна готова возобновить экспорт из Одессы, но как раз опасается военной агрессии: «Гарантий от России пока нет. Мы ищем решения вместе с ООН и партнерами». Вывозить зерно предлагают и за счет конвоев стран-партнеров, которые бы сопровождали грузы, но Президент Украины Владимир Зеленский утверждает, что лучшим решением для Украины будет размещение на ее территории противокорабельного вооружения.

На встрече министров иностранных дел России и Турции ◻️ в начале июня в том числе обсуждался «зерновой коридор». Глава МИД России Сергей Лавров на встрече озвучил те же «гарантии президента РФ», которые готовы оформить «в том или ином виде»: Россия не будет пользоваться ситуацией разминирования «в интересах проводимой специальной военной операции». Русские военные корабли даже готовы вместе с турецкими «проводить и обеспечивать безопасность судов, которые покидают украинские порты и идут к проливам». Кроме того, в обозримом будущем в Стамбуле может пройти и четырехсторонняя встреча ООН, России, Турции и Украины по вопросам вывоза зерна.

Без открытия морского торгового сообщения Украина может перевозить максимум 2 миллиона тонн зерна в месяц через сухопутные границы. К тому же из-за войны площадь посевов в стране сократилась на 25%, из-за чего урожай зерна к концу года может составить чуть больше 48 тонн — почти в два раза меньше, чем в прошлом.

На пресс-конференции в Стамбуле украинский журналист Муслим Умеров задал Лаврову вопрос: «Что еще, кроме украденного зерна, России уже удалось продать?» В ответ министр иностранных дел нагрубил журналисту, снова рассказав о миссии России «избавить восток Украины от давления неонацистского режима».

Тем не менее, есть уже десятки и сотни свидетельств мародерства российской армии: бытовая техника, драгоценности из домов украин_ок — более трех тонн посылок от границы с Украиной отправили только на Кавказ. А посол Украины в Турции Василий Боднар во время стамбульской встречи прямо заявил в интервью «Настоящему времени»: «Россия ворует наше зерно».

По словам Боднара, военные вывозят его «из оккупированных районов Херсонской области, через территорию оккупированного Крыма, через закрытые порты — в основном Севастополя или Керчи». В другие страны оно переправляется по «подложным документам». О воровстве зерна с оккупированных территорий говорил в мае и президент Украинской зерновой ассоциации Николай Горбачев.

Большая часть зерна идет в оккупированный в 2014 году Крым, откуда вывозится на сухогрузах.

На мировом рынке также может возникнуть дефицит минеральных удобрений из-за ограничений поставок из России — крупнейшего экспортера отрасли. Причем в этом случае санкции не затронули отрасль напрямую: решение ограничить торговлю было озвучено на правительственном совещании в начале марта. Причина кроется, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, в логистике: «Корабли европейских перевозчиков не грузят нашу продукцию». Агентство Bloomberg недавно сообщило, что правительство США втайне способствует покупке и перевозке российских удобрений сельскохозяйственными и судоходными компаниями, чтобы замедлить рост цен на продовольствие.
Каждый пятый человек на Земле
Война на Украине может отразиться на жизни 1,7 миллиарда человек, ввергнуть их в нищету, нужду и голод. Это примерно 21% мирового населения, то есть каждый пятый.

«Самое худшее, возможно, нас ждет впереди», — заявил президент Сенегала и председатель Африканского союза Маки Салл, обращаясь к лидерам ЕС. По его словам, блокада украинских портов Россией может привести к «катастрофическому сценарию» — нехватке продовольствия и росту цен.

Блокада зерна вызвала глобальную панику по поводу того, где купить пшеницу, особенно в странах Северной Африки и Ближнего Востока, которые зависят от импорта зерна из региона и уже сталкиваются с нехваткой продовольствия вдобавок к экономическому и климатическому кризису. Саб-Сахара — Сомали, Мали, Нигер, Мавритания, Демократическая Республика Конго — а также Афганистан, Сирия и Йемен — страны, где доля недоедающего населения может значительно увеличиться в ближайшие месяцы.
Индекс голода ◻️ в некоторых из этих стран и так довольно высокий. В Сомали, например, он составляет 50,8 баллов: около 40% населения находятся на грани голода — это 6 миллионов человек. До войны это число оценивали в 4,1 миллиона.

В разговоре с DOXA это подтверждает директор СовЭкон Андрей Сизов. В конце 2022 года количество голодающих может снова вырасти из-за роста цен на продовольствие: «Человечество всегда недоедало, и количество голодающих в мире в последние годы и так росло без украинской войны. Те же самые международные организации при ООН, которые занимаются продовольственными программами, говорят о приросте в 20-50 млн голодающих в этом году. Есть страны, где совсем все жутко, есть страны, где получше. Обычно чем беднее страна, тем тяжелее ситуация», — комментирует Андрей Сизов.

Эксперт при этом выделяет страны, которые и так были в тяжелой ситуации, в отдельную категорию: Саб-Сахара, а также Йемен, Афганистан, Сирия — в Азии. Другая группа — страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки — это «просто менее бедные страны, но тоже не особо богатые, и по ним это сильно бьет». В частности, в последние месяцы на улицах Ирана и Ирака уже прошли беспорядки. Как утверждает специалист, они были вызваны в том числе объявлением о сокращении субсидий на продовольствие, что в свою очередь связано с подорожанием продовольствия в мире:
«К началу этого года цены и так были почти на рекордных уровнях. Мы ожидали, что в начале 22-го года ситуация стабилизируется, но началась война и мир получил новый виток роста цен на продовольствие»
Кризис, который уже был
Рост цен связан не только с войной — она лишь усугубляет ситуацию. «Из Украины хоть экспорт и идет, но его темпы значительно замедлились, — продолжает Андрей Сизов. — Этот мировой прирост цен на продовольствие с февраля текущего года примерно на 70%, конечно, связан с началом войны в Украине. Выпала значительная часть предложения: шок предложения произошел на мировом рынке, и он очень быстро “запрайсил” его. Остальные 30% — это в целом ухудшение погоды в мире, засуха, что просто совпало по времени».

Уже четыре сезона подряд страны Африканского рога — Эфиопия, Кения и Сомали — переживают сильнейшую за последние 30 лет засуху. Из-за низкого уровня осадков гибнут скот и урожай. Засуха привела к росту цен на продукты питания, и к 2022 году, по оценкам ООН, из-за нее около 18 миллионов человек страдают от хронического недоедания.

С аномальной жарой за последние несколько лет столкнулись Канада — крупнейший экспортер твердой пшеницы, Бразилия, в которой пожары и засуха следом сменились внезапными заморозками, некоторые регионы США, Индия и Пакистан, Ирак, Испания и Португалия, Чили. Осенью прошлого года в Австралии прошли «несвоевременные дожди» прямо в период сбора урожая, что частично уничтожило урожай в некоторых районах.

Другая причина ухудшения ситуации — пандемия COVID-19, которая сильно ударила по мировым торговле и хозяйству. Многие частные компании и хозяйства во время коронавируса столкнулись с рядом проблем, вплоть до угрозы банкротства и закрытия. Особенно влияние пандемии видно было на странах, до этого уже живших в условиях гуманитарного кризиса или чрезвычайной ситуации. Это все те же страны Африки и Азии.
Зерновые поставки — это не газовая труба
Теоретически Украину на мировом рынке могут заменить другие страны, крупнейшие экспортеры сельскохозяйственных культур, — США, Канада, Австралия, и, наконец, Россия.

То же самое подтверждает нам Андрей Сизов: «Это же товарный рынок. Нет такого, что страна А всегда покупает у страны Б. Закрылась страна Б — тогда страна А будет покупать где угодно». Тяжело заменить экспорт из Украины подсолнечного масла, поскольку в этой сфере на Украину приходится около 40% мировой торговли, но, например, по поставкам кукурузы Украину глобально могут заменить Южная Америка и США, по пшенице — Россия, Европа, Австралия, США.

В том же Египте, например, по словам эксперта, большая часть пшеницы с мирового рынка покупается через тендеры: среди прочего были и предложения на покупку зерна из Франции или США. К тому же на мировом рынке сбыта крупные экспортеры совпадают: «По пшенице очень сильно пересекаются покупатели у Украины и России, по кукурузе сильно пересекаются европейские страны с Южной Америкой и США. Китай — крупный импортер кукурузы, и этот рынок пересекается и с важнейшими областями торговли для США и Украины. То есть здесь нет жесткой фиксации: это не газовая труба которая идет из одной точки в другую».

Такой сценарий замены одного экспортера на другого реален, однако поставки будут идти по более высокой цене:

«Такого, что ни по какой цене купить невозможно, — нет. В ЦАР [люди] тратили до 80% своего дохода на продовольствие, а сейчас будут тратить на него 100%. Для них это огромная проблема», — подытоживает Андрей Сизов.
С пшеницей из России тоже есть проблема: часть ее была украинской. Еще в середине мая госдепартамент США разослал 14 странам предупреждение о том, что Россия готова продать им украденное у Украины зерно. Это в основном страны Африки, которые встали перед выбором: бойкотировать краденое зерно или же отказаться от дешевого продовольствия. Специалисты, впрочем, утверждают: никакой дилеммы не будет и страны африканского континента без колебаний купят украинское зерно у России, так как потребность в еде у них очень высока.
По данным Министерства экономики страны, особенно пострадал экспорт металлов и сельскохозяйственной продукции. Так, в марте Украина экспортировала в 4 раза меньше зерновых, чем в феврале, а по некоторым позициям в металлургии экспорт вообще прекратился.
Турция играет важную роль в черноморском регионе. Согласно Конвенции Монтрё (действует с 1936 года) она обладает суверенитетом над проливами Босфор и Дарданеллы. Конвенция закрепляет за торговыми судами право свободного прохода как в мирное, так и в военное время. А вот для военных судов — если Турция участвует в войне или считает, что ей она угрожает — страна может запретить проход. Так, с 28 февраля Турция не пускает через проливы военные корабли России.
Global Hunger Index отражает эффективность мировой борьбы с голодом. Для расчета складываются процентные доли недоедающего населения в стране, детей до 5 лет с недостатком веса и детей, умирающих до 5 лет. Сумма затем делится на три. Оценка идет по 100-балльной шкале. Значение до 4,9 баллов является показателем низкого уровня голода в стране.